“Газпром” на фоне санкций начинает предпринимать реальные действия для снижения технологической зависимости в наиболее уязвимых сферах — производстве СПГ и прокладке подводных газопроводов, пишет “Коммерсантъ”. Компания официально сообщила о получении судна-трубоукладчика и, по данным издания, рассматривает вариант его участия уже в прокладке Nord Stream-2 в сотрудничестве с европейским подрядчиком.
“Газпром” получил судно-трубоукладчик “Академик Черский”, сообщил вчера на пресс-конференции зампред правления монополии Виталий Маркелов. “”Газпром” построил судно для ведения трубоукладочных работ, для работы на шельфе — оно универсальное”,— сказал он. По его словам, компания пока планирует использовать судно на Киринском блоке на шельфе Сахалина. Во вторник ООО “Газпром флот” сообщило об аренде судна у российского подрядчика “Межрегионтрубопроводстрой” (МРТС), который перестраивал его на верфи в Сингапуре.
Трубоукладчики — редкая техника, мировой флот исчисляется всего лишь десятками. До сих пор все крупные подводные газопроводы “Газпрома” строили западные подрядчики, наибольший объем заказов получала итальянская Saipem, работавшая на Blue Stream и Nord Stream. МРТС — единственный российский подрядчик с опытом постройки подводных газопроводов, компания строила для “Газпрома” подводный переход через Байдарацкую губу. В условиях санкций и большого политического сопротивления США и ряда стран ЕС планам “Газпрома” по созданию газопроводов в обход Украины (через Балтийское и Черное моря) отсутствие мощностей для прокладки могло помешать завершить проекты. Поэтому “Газпром” думал о возможном участии МРТС уже в прокладке морской части “Турецкого потока”, но проект был остановлен.
По словам собеседников в отрасли, трубоукладчик может поучаствовать в строительстве Nord Stream-2. “С западным победителем тендера может быть заключена договоренность о передаче части работ на субподряд”,— уточнил один из источников. В “Газпроме” и консорциуме Nord Stream-2 не стали это комментировать. Тендер на прокладку газопровода уже объявлен, подведение итогов возможно к концу года. “МРТС не сможет сам проложить нитку Nord Stream-2 целиком, но способен работать в прибрежных районах”,— полагает другой собеседник, добавляя, что “если уж вы получили трубоукладчик, то должны кормить его заказами”.
“Газпром” занялся и вопросом получения технологии крупнотоннажного сжижения газа и производства оборудования для СПГ-проектов. По данным издания, эти вопросы активно обсуждаются с Shell. Формально СПГ-проекты, как и прокладка подводных газопроводов, не подпадают под санкции, но на деле иностранным партнерам “Газпрома” приходится получать разрешения у своих правительств. Виталий Крюков из Small Letters считает логичным, что “Газпром” хочет снизить технологические риски, однако экономическая эффективность создания собственных или дружественных подрядчиков в этих сферах зависит от того, смогут ли они получить большие и долгосрочные заказы.
|