$IMAGE1-left$Как только романтики и циники не называют нефть – гной Земли, кровь войны, чудесный сок недр, просто химическая формула и, конечно, "черное золото". Для трейдеров же – это важный товар (2011 год отмечен ростом объемов биржевой торговли нефтепродуктами), а для инвесторов – важный источник дохода и объект инвестиций, передает ТНК-BP двигаеться флетообразно, емли сумеет закрепиться выше 85 то следующими сильными уровнями віступят 90-95 "Черное золото" – проблемное золото Как объяснил Евгений Ольховский, ведущий эксперт Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, на первый взгляд, нефтяной сектор страны развивается поступательно и успешно. К примеру, в 2011 году, по предварительным данным, запасы нефти увеличились на 600 миллионов тонн. В общем, не оскудеет земля русская. Но эксперт предлагает обратить внимание на явные проблемные места развития нефтяной отрасли страны: - ухудшение качества запасов нефти. Сегодня в России осталось не более 30% запасов легкой нефти, остальные 70% – это запасы трудноизвлекаемой нефти. В добыче же соотношение обратное, из-за чего опережающими темпами растут запасы тяжелой нефти. Кроме того, на старых месторождениях Западной Сибири добыча начинает падать, а на новых месторождениях Восточной Сибири извлекать ее значительно сложнее, кроме того там предстоит создавать инфраструктуру; - сокращение объемов геологоразведки. Эта деятельность по-прежнему остается малопривлекательной для бизнеса, у нефтяных компаний просто-напросто отсутствуют стимулы заниматься разведочным бурением, развивать добычу на шельфе. Между тем эксперты предупреждают, что уже в 2013 году в стране может начаться падение добычи нефти; - монополизация нефтяной отрасли. Отсутствие конкуренции, к примеру, влечет рост маржи переработки, что убивает на корню стимулы к повышению эффективности НПЗ; - отсутствие продуманной государственной политики в отношении малой нефтедобычи. Если в 2000 году малые НК осуществляли 10% общероссийской добычи, то по итогам 2010 года – лишь 4%. О них вспоминают лишь в связи с форс-мажорными обстоятельствами, например, в период топливного кризиса конца 2010-го - начала 2011 года. Малым НК для развития нужны НПЗ, квоты на переработку «независимой» нефти и т.д.; - проблемы налоговой системы. Она построена таким образом, что чем выше цена на нефть, тем меньше остается прибыли у компании. Как отмечает министр энергетики Сергей Шматко, при нынешней налоговой системе нерентабельны для разработки 90% запасов новых месторождений и 30% на уже разрабатываемых месторождениях. Нельзя сказать, что правительство совсем ничего не делает: начато точечное и временное снижение налогового бремени (для определенных месторождений), введена новая схема расчета пошлин на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов "60-66" и пр. Но разовыми мероприятиями здесь не обойтись, компании должны осуществлять долгосрочное планирование, привлекать для разработки месторождений огромные инвестиции; - нефтяные компании "проедают советское наследство", все НПЗ созданы еще при СССР. Что называется, вы не поверите, но в стране за последние два десятилетия построен только один завод – ТАНЕКО (миниНПЗ не в счет). Справедливости ради следует отметить, что многие старые заводы были капитально модернизированы; - нехватка ведущих высококвалифицированных специалистов по развитию инфраструктуры отрасли; - проблемы с внедрением перспективных технологий добычи и переработки нефти. Вводимые мощности в стране зачастую не являются новыми, а технологии передовыми; - морально устаревшее нефтеперерабатывающее оборудование, износ которого составляет более 50%. Приобрести новое в России невозможно, так как оно просто не производится; - отставание отечественной нефтепереработки. В России действует 27 крупных НПЗ и около 200 мини-НПЗ. Суммарная мощность нефтепереработки составляет всего 270 млн. тонн год. Структура производства продукции на российских НПЗ практически не изменилась, так, доля выработки топочного мазута составляет 28%, что в несколько раз выше мировых показателей (в США – менее 5%, в Западной Европе – 15%). Что касается качества нефтепродуктов, то в стране крайне низкий уровень переработки нефти. Достаточно сказать, что доля бензина класса Евро-3, Евро-4, составляет всего 38%, а доля дизельного топлива стандарта Евро-4, Евро- 5 – всего лишь 18%. Где крупные российские химические компании? В топ-50 есть китайские, корейские, индийские, бразильские, мексиканские, но нет ни одной российской. Конечно, переработка нефтяного сырья на российских НПЗ постепенно растет, предполагается увеличение глубины переработки нефти до 85%, планируется, что к 2020 году 80% выпускаемого бензина и 92% дизельного топлива будут соответствовать Евро-5; - коррупция в нефтегазовой сфере. Именно коррупцию и неэффективность The Economist назвал в качестве главных проблем российской нефтянки. И все-таки хочется надеяться, что проблемы – не что иное, как предоставленная нам вновь возможность меняться и расти. Хочется верить, что проблемы нефтегазовой отрасли страны растут оттого, что растет и сама отрасль.
|