«Газпром» увеличил исковые требования к «Нафтогазу Украины» в Стокгольмском арбитраже с $31,75 млрд до $37 млрд, говорится в отчете российского холдинга. В увеличенную сумму входят требования по оплате задолженности за газ, поставленный в мае-июне 2014 года, а также оплату по обязательству «бери или плати» за 2012–2016 годы и пени за просрочку оплаты газа.
Безусловно, увеличение исковых требований российского газового холдинга к украинской стороне стоит рассматривать в первую очередь как средство политического давления — к реальной экономике это имеет крайне мало отношения. Вероятность получить взыскиваемую сумму равна нулю, поскольку Украина не способна платить, какие бы требования ей ни выставляли. На мой взгляд, страна фактически уже находится в состоянии дефолта. Нежелание и неспособность Киева выплатить России суверенный долг в сумме $3 млрд — уже достаточное основание для дефолта. Думаю, в скором времени дефолт Украины будет оформлен де-юре.
Кроме того, как мы помним, в конце прошлого года украинская сторона подала в Киевский суд иск более чем на $6 млрд, в котором «Нафтогаз» вменяет в вину «Газпрому» его «монопольное положение». В суд с сомнительной юрисдикцией иск был подан для того, чтобы Киев мог формально объяснить изъятие газа из транзитного потока, если у него возникнет такая необходимость. В том, что она вполне может возникнуть, у меня нет сомнений — Украина с зимы живет в режиме чрезвычайного положения в энергетике и до сих пор не собирается его отменять.
Таким образом, анализируя причины, по которым «Газпром» увеличил исковые требования к «Нафтогазу», можно сделать двоякий вывод. Во-первых, российский холдинг отбивает политическое давление, связанное с иском украинской компании. Во-вторых, он создает инструмент для торговли, обеспечивая задел на будущее, когда с Украиной наконец можно будет конструктивно договариваться.
|