Сегодня в Брюсселе “Транснефть” впервые представит свою инвестпрограмму европейским чиновникам. Когда месяц назад ЕС предъявило компании требования о раскрытии информации, ее руководство отреагировало резко. Но с тех пор позиция изменилась. Делегация “Транснефти” не только с готовностью отправилась в Брюссель, но и хочет нанести ответный укол. В ответ на опасения ЕС в отношении регулярности поставок и стоимости российской нефти “Транснефть” задаст встречные вопросы — прежде всего, о позиции стран-транзитеров, пишет “Коммерсантъ”.
Делегация “Транснефти” сегодня выступит в Брюсселе перед Еврокомиссией с презентацией своей инвестиционной программы. Это первый случай, когда компания рассказывает европейским чиновникам о нынешних и будущих проектах. До сих пор на подобные встречи приглашали только “Газпром”. В “Транснефти” говорят, что “сама презентация продлится недолго — 10 минут на выступление и 15 минут на диалог с экспертами”, на повестку заседания вынесено еще шесть вопросов. “Это будет напоминать общение экспертов, не более”,— уверяют в компании. Группа Еврокомиссии состоит из экспертов и заместителей министров энергетики стран ЕС, а делегацию “Транснефти” из трех человек возглавляет заместитель вице-президента Сергей Ходырев.
Накануне глава “Транснефти” Николай Токарев представил инвестпрограмму президенту Владимиру Путину. Последний подчеркнул, что реализация такой крупной инвестпрограммы (160-180 млрд руб. в год) влияет на экономику всей страны и впредь документ необходимо согласовывать с Минэкономики.
Приглашение на заседание группы Еврокомиссии по нефти и нефтепродуктам “Транснефть” получила 12 декабря 2012 года. Европейских чиновников беспокоит введение в эксплуатацию новых маршрутов транспортировки нефти, в частности БТС-2 и терминала в Усть-Луге. В приглашении господину Токареву глава генерального директората по энергетике Еврокомиссии Филипп Лоу (копия есть у издания) пишет, что проекты, несомненно, отразятся на экспортных поставках из России. Кроме того, в конце декабря 2012 года компания запустила вторую очередь нефтепровода ВСТО, по которому нефть будет экспортироваться в восточном направлении. При этом Евросоюз озабочен не столько вопросом запуска трубы, сколько снижением экспортной пошлины на нефть Восточной Сибири. По мнению чиновников, Россия так будет субсидировать поставки нефти в Азию в ущерб европейскому рынку. Вероятно, что на встрече эксперты затронут и вопрос о возможных дополнительных поставках российской нефти в Китай, сообщил вчера журналистам глава делегации “Транснефти”. По неофициальной информации, речь идет о 10 млн тонн.
Тогда руководство компании восприняло приглашение прохладно. “Какая может быть отчетность перед ЕС: мы нигде, ни с какой стороны ЕС не обязаны, тем более отчитываться. Если они хотят как-то нормально, корректно что-то услышать, они должны как-то изменить подходы к такому диалогу”,— заявил на открытии второй очереди ВСТО в Хабаровске Николай Токарев. Он добавил, что “у России много возможностей защитить свои интересы”. “Сейчас у нас ВСТО, и нефтяники себя чувствуют комфортно”,— говорил он. “Бояться компании нечего”,— уверял глава компании, но прежде “стоит проконсультироваться”.
“Транснефть” попадает под сентябрьский указ президента, запрещающий стратегическим компаниям предоставлять информацию по запросу зарубежных организаций, так что Минэнерго вполне могло запретить ей отчитываться перед Еврокомиссией. Однако на прошлой неделе риторика изменилась. “Транснефть” изъявила полную готовность отправиться в Брюссель, заручившись согласием Минэнерго, МИДа и администрации президента.
Как выяснилось, одной из стратегий компании будет нападение. Сергей Ходырев вчера рассказал, что “Транснефть” сама собирается задать европейским чиновникам ряд вопросов. В частности, компания хочет услышать позицию ЕС по тарифной политике транзитных стран, в частности отношение к росту тарифа на прокачку нефти через Украину, который за шесть лет почти удвоился. Кроме того, компанию интересует будущее замороженного Болгарией проекта нефтепровода Бургас—Александруполис. По словам господина Ходырева, нагрузка на проливы Босфор и Дарданеллы увеличится в связи с расширением мощности Каспийского трубопроводного консорциума уже через два года на 30 млн тонн в год, и трубопровод необходим для решения будущих проблем с транспортировкой нефти.
Долгое время российская нефть, поставляемая в Европу по трубе, стоила дешево, но ситуация изменилась, как только у “Транснефти” появился профицит мощностей, отмечает источник на рынке. По его словам, на текущий момент профицит составляет 70-100 млн тонн в год. Именно поэтому российские нефтяники сейчас предпочитают альтернативные направления — в первую очередь через порты. Морским путем, поясняет собеседник, им продавать и проще, и выгоднее.
|